Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Рекомендации к поурочному планированию:

- наметить план деятельности на уроке для каждого интегрированного ребенка;

- включить в общий план для класса блоки заданий для детей с трудностями в обучении;

- закреплять новый материал дифференцированно;

- давать  разноуровневое домашнее задание, которое фиксируется в классном журнале.

     Необходимо помнить, что в результате  все дети  с трудностями в обучении  должны овладеть базовым уровнем подготовки по предмету. Таким образом, задача педагога при планировании – отразить в ходе урока  траекторию деятельности детей с трудностями в обучении.

     Педагоги, работающие со школьниками с трудностями в обучении, должны уметь оказывать им различные виды помощи:  стимулирующую, направляющую, обучающую, организующую.

     Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. Предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы. В первом случае учитель подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его). Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.

     Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.

     Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирование предстоящих действий, включает смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий. Педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.

     Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания, подробно описать алгоритм.

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с трудностями в обучении создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

Поэлементная инструкция.

Повтор инструкции.

Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)

Речевой образец

Демонстрация действий.

Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).

Опора на рифму.

Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

Подбор по аналогии.

Подбор по противопоставлению.

Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

Совместные или имитационные действия.

Начало действия.

Сопряженная или отраженная речь.

Начало фразы.

Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).

Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).

Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).

Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).

Многократное усиление функции.

Создание проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

Обращение к товарищу с вопросами.

Работа со словарями на время.

Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)

Найди ошибку.

Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).

Группировка по общности признаков.

Исключение лишнего.

Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

 5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

 6. Создание ситуации успеха на занятии.

 7. Благоприятный психологический климат на уроке.  Опора на эмоциональное восприятие.

 8. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

 9. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

10. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

11. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия.

12. Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

При подготовке к уроку нужно продумать вопросы к классу с целью продуктивности контакта между учителем и учащимися.

Требования к вопросам:

•  вопросы должны быть четкими, без лишних слов, стилистически грамотными;

•  вопросы не должны быть подсказывающими;

•  вопросы не должны быть альтернативными, то есть требующими ответа «да», «нет»;

•  вопросы не следует сильно дробить;

•  вопросы должны побуждать мысль ребенка, заставлять его самого находить ответ;

•  вопросы ставятся перед всем классом, а задаются намеченному ученику;

•  вопросы должны строиться в определенной последовательности, то есть вытекать один из другого;

•  нельзя требовать быстрого ответа, надо дать ученику время подумать.