Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Применение активных методов обучения

на I ступени общего среднего образования,

их роль и место на разных этапах урока

ВВЕДЕНИЕ

 

В образовательной практике проблема активности личности в обучении является одной из актуальных тем.

Современный ученик с огромным трудом ставит цели и делает выводы, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает знания, а тем более находит взаимосвязи в них. Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения.

Любого учителя волнует проблема: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в самостоятельном поиске. Решение этой задачи опирается на мотивационную сферу ребенка. Учащиеся начальной школы чаще всего не учатся «для себя», а учатся за оценку или похвалу. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя – постараться сделать так, чтобы поддержать в учащихся познавательный интерес и любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

В данной работе описан опыт учителя начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г. Кричева» Стызик Майи Николаевны по использованию активных форм и методов работы с учащимися на 1 ступени общего среднего образования на разных этапах урока.

Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Назначение этих методов заключаетсяв создании  позитивной и комфортной атмосферы. Активные методы обучения помогают учителю  настроить учащихся  на рабочий лад, обеспечить мотивацию обучения и осмысленность процесса обучения, сконцентрировать внимание, обеспечить ответственность за результат обучения, создать психологически-комфортную обстановку.

           С материалом работы можно ознакомиться на сайте учреждения образования: sch5.krichev.edu.by

 

    ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

 

Поиск положительного мотива учения заставил меня обратиться к разным методикам обучения. При этом своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы, чтобы обучение было как можно более комфортным, имело практическую направленность, создавало реальные возможности применения полученных знаний на практике. Также для себя я поняла, что необходимо использовать в своей практике активные методы обучения. Использование активных методов на уроках  помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения.

Цель: использование активных форм работы на разных этапах урока как средство формирования устойчивого познавательного интереса.

         Задачи:

  1. Определить средства и способы, обеспечивающие развитие познавательного интереса и положительной мотивации учащихся к процессу обучения.
  2. Выявить оптимальные организационно-педагогические условия для формирования устойчивого познавательного интереса и мотивации учащихся к изучению учебных предметов.
  3. Внедрить в учебный процесс активные формы и методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся.

         Я всегда задумываюсь, как построить урок, чтобы соблюдались условия для развития познавательного интереса учащихся, чтобы каждый этап урока работал на достижение цели, чтобы был цельным, логичным, не распадался на куски.        

Эмоционально окрашенные «пережитые» знания быстро переходят в умения, вызывают у ребёнка душевный отклик, подталкивают к собственному творчеству.

Поэтому я использую на своих уроках активные формы работы с учащимися. Их много. Я постараюсь подробно остановиться на более эффективных, которые приемлемы для учащихся моего класса.

Считаю, что активные методы способствуют обеспечению взаимодействия между  участниками образовательного процесса, потому что при их применении осуществляется распределение “обязанностей” при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.

При выборе активных методов обучения я  руководствуюсь критериями:

соответствие целям и задачам, принципам обучения;

соответствие содержанию изучаемой темы;

соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.

соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;

соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

Таким образом, моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к  изучению предметов на I ступени образования, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и деятельности в поликультурном мире позволит получить требуемый результат обучения.

Методы активного обучения я использую на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть эвристическая беседа, учебная дискуссия, проблемная ситуация и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление). Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.

Учёные выделяют 3 фазы, которые состоят из определённых этапов:

 

I фаза

Этап

Инициация

Погружение в тему

Определение ожиданий и опасений

 

II фаза

Этап

Закрепление изученного (домашнее задание)

Инпут

Проработка содержания темы

III фаза

Этап

Эмоциональная разрядка

Рефлексия

 

 

В соответствии с поставленной учебной задачей  я выбираю различные методы обучения.

Чтобы обеспечить активность ученику я часто и максимально использую на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выскажи свою точку зрения и т.п. Кроме того, я использую приемы исправления “намеренно сделанных” ошибок.

Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа «Почему? Из чего следует? От чего зависит?» требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы же этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры «Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту».

На своих уроках  использую разнообразные творческие задания, интерактивные формы работы: тесты,  упражнения, тренажеры, презентации.

Такие виды работ способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого ученика, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.

Для учащихся 1-4-х классов подойдут игровые технологии (уроки - сказки, уроки - экскурсии, уроки - путешествия, впоследствии с творческими заданиями).

 При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками учителя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное  мимо ушей.

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока я подбираю определённые активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

  

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 

 Активные методы начала учебного занятия. (Приложение 1)

 

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим, друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогают нам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. На уроках математики широко применяю такие методы как «Математическое лото», «Математический кроссворд», «Устный тренинг» и т.д.

Например, в самом начале учебного занятия я часто использую метод

«Транспорт».

Предлагаю  учащимся  на выбор одно из транспортных средств, с помощью которого они будут путешествовать на уроке, изучая тему:

1. Теплоход

2. Автобус

3. Поезд

4. Самолет  и др.

Чтобы попасть в транспортное средство, необходимо выполнить задание (решить пример, воспроизвести правило, помочь  сказочному персонажу,  задать вопрос по теме и т. д.). Причём, задания могут быть индивидуальные и групповые.

 

 

Активные методы  выяснения целей, ожиданий и опасений. (Приложение 2).

Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Чтобы  лучше понять класс и каждого ученика, использую на своих занятиях метод  «Фруктовый сад».Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода. 
       Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).

 

 

 Активные методы презентации учебного материала. (Приложение 3).

Использование этих методов направлено на контроль и коррекцию знаний, умений и навыков учащихся, сообщение и усвоение нового материала.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадай-ка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Например, вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме я успешно использую следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадай-ка»

Цели этого метода: представление нового материала, его структурирование, оживление внимания обучающихся.

Проведение: заранее заготавливаю лист ватмана, цветные маркеры. Называю тему своего сообщения. На доске прикрепляю лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство разделяю на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.Начиная с сектора 1, вписываю в него название темы, о которой сейчас начну говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагаю обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем раскрываю тему, а в сектор вписываю наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, вписываю во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации задаю вопрос, действительно ли мною были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, даю ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

 

 

Метод  «Чистая доска»

Для организации метода-игры  «Чистая доска» перед объяснением нового материала в разных концах школьной доски в произвольном порядке записываю вопросы (для удобства игры их необходимо пронумеровать), которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее. Они должны быть построены на материале изучаемой темы.                      

Говорю, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными вопросами. Ответы на них будут находиться в моём рассказе.  Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось «чистой».

Метод «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Чтобы проверить знания учащихся, часто использую метод «Домино». Для этого заготавливаю 15-25 карточек, разделенные чертой на две части  - на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.

 

 

Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, следует сделать паузу и прибегнуть кактивнымметодам отвлечения внимания.   ( Приложение 4). Иногда достаточно 5-6 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Постройся по росту», «Пантомима», «Муха» и многие другие позволят это сделать, не выходя из класса.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Здесь подойдут методы самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных на уроке знаний. Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Как я провожу работу с помощью этих методов? В течение урока учащиеся  поэтапно заполняют индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет в эту карточку набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставляет себе оценку за урок в зависимости от того, сколько баллов набрал на каждом этапе урока.

 

Активные методы релаксации (Приложение 5).

Если я чувствую, что учащиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, я делаю паузу, вспоминая о восстанавливающей силе релаксации. Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволяют нам это сделать, не выходя из класса.

         Назначение этих  методов заключается в  снятии напряжения и усталости, расслаблении или восстановлении энергии. Вместе с тем учащиеся получают эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения.

 

Активные методы подведения итогов урока. (Приложение 6).

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Незаконченное предложение», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Мне нравится метод «Незаконченное предложение, который можно использовать на любом уроке по любому предмету. Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…
  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…
  3. Сегодня я понял(а), что…

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием активных методов обучения, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

Применение активных методов обучения не только повышает эффективность урока, но и гармонизирует развитие личности, что возможно лишь в активной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Использование перечисленных приёмов и методов не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и помогает им глубже, прочнее усваивать учебный материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу.     Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся, и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.

 

 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

В моем классе нет ни одного ребенка, не познавшего успеха в учении, не пережившего радости от того, что трудности преодолимы. Такая результативность достигается, во-первых, интеллектуальной насыщенностью уроков; во-вторых, социализацией детей и, в-третьих, той эмоциональной поддержкой и опорой, без которой у большинства школьников, как правило, появляются, развиваются и накапливаются школьные трудности.  Я приучила учащихся к напряженной творческой работе.  И это тоже воспитывает детей, учит их бережно относиться к рабочему времени, ценить результаты своего труда, труда своих товарищей и взрослых. Мои учащиеся всегда готовы отвечать на уроках, так как я стараюсь отметить любой их успех, чтобы вызвать желание учиться еще  лучше.

         Таким образом, я считаю, что данный опыт можно рекомендовать для ознакомления и  использования учителям начальных классов.

         Использование активных методов на разных этапах урока будет содействовать успешному усвоению учебного материала.

Приложение 1

Активные методы начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 5 минут

Подготовка: следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто, назвав свое имя и, коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Учащиеся распределились в группы с помощью метода

 «Выбери ладошку по цвету»

 

 

 

 

 

Метод

«Поздороваемся ладошками»

 

 

Метод «Письмо другу»

Учитель раздает учащимся  листочки бумаги с написанными именами (произвольным образом). Учащимся  необходимо сложить листочек пополам и на одной стороне написать «Дорогой друг!» и перечислить все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне написать  свои недостатки и подписать своё имя. После этого письма торжественно вручаются адресату.

 

Приложение 2

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Путешествие на машине времени»

Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени …(учитель называет объект или указывает время исторического события).

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает … . Давайте выясним, в чем дело?

Как мы можем помочь? Давайте представим себя на месте … и попытаемся составить программу действий.

 

Приложение 3

Активные методы презентации учебного материала

Метод «Шесть шляп» (индивидуальная работа)

Каждому учащемуся вручается  одна из шести шляп. Причем, могут использоваться настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждому предлагается представить свой ответ, исходя из цвета шляпы.

Этот метод побуждает учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, что и является одной из важных характеристик критического мыслителя. Эти оценки ценны сами по себе.

- Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие оценива­ется в цифрах).

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оцен­ка события).

3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оцен­ка события).

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи).

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие).

6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

         Метод работы с текстом «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем учащиеся получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.

  • Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
  • Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
  • Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
  • Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
  • Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
  • Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно. Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, и т.д.
  • Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; определение последующих этапов работы.

  

Приложение 4

Активные методы отвлечения внимания

Метод  «Пантомима». 

Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.

Метод «Муха». 

На доске нарисовано поле 3х3. В центре «сидит муха». «Муха» может перемещаться вверх, вниз, влево, вправо. Участники по очереди отдают команды и следят за положением воображаемой «мухи». Тот, кто выведет муху за пределы поля, выбывает.

Метод «Автобусная остановка»

 Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по «автобусным остановкам». На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Приложение 5

Активные методы релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

         Воздух. Учащиеся начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются  услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Учащиеся делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.

Земля. Теперь учащиеся должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Учащиеся активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Учащиеся просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 

  Приложение 6

Активные методы подведения итогов урока

Метод «Столовая»

Учитель предлагает ученикам представить, что сейчас они находятся в столовой  и теперь повар  просит их ответить на несколько вопросов (только названия блюд нужно будет заменить на виды заданий, которые выполнялись на занятии).

- Моё любимое блюдо…

- Я съел бы еще этого…

- Я почти переварил…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.