Педагогам о принципе «Равный обучает равного»
Сегодня довольно много усилий родителей, педагогов, медиков и общественных организаций направлено на пропаганду здорового образа жизни.
Часто приходится видеть скептическое выражение лица подростков, когда они узнают, что очередное мероприятие будет проведено «о вреде…». Практика показывает, что «скучные» с точки зрения подростков темы можно обсуждать не только интересно, но и эффективно.
На базе нашей школы реализуется проект «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ». Учащиеся 9х классов с большим интересом посещают данный факультатив по субботам: 10.50-12.20 к.103. Руководителем факультатива является педагог- психолог Лагутина Елена Алексеевна.
Принцип «Равный обучает равного» следующий: молодые люди в возрасте13- 15 лет и старше в течение специально организованного тренинга получают достоверную информацию по проблеме (в настоящее время принцип равного обучения активно используется в программах профилактики ВИЧ-инфекции и употребления ПАВ, привычки и зависимость, человек в мире людей и др.).
Данный принцип довольно успешно применяется в молодежной среде, т.к. подростки склонны больше доверять информации, исходящей от равных себе по возрасту и являющихся носителями схожей субкультуры. Учитывая тот факт, что общение со сверстниками является ведущим видом деятельности подростков, становится понятно стремление подростков больше времени проводить именно со сверстниками.
В программе факультативных занятий «ПОДГОТОВКА ВОЛОНТЕРОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА «РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО» В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ» используются интерактивные методы обучения, что позволяет каждому участнику активно высказывать свое мнение, обмениваться значимой информацией, формировать новые модели поведения.
Кроме того, данный факультатив — хорошая форма организации досуга молодых людей.
Сущность равного обучения, или Что такое принцип «равный обучает равного»
Равное обучение - процесс, при котором подготовленные и мотивированные волонтеры (подростки, юноши и девушки) помогают своим сверстникам, а также людям с близким образовательным уровнем, социальным статусом или тем, кто имеет общие интересы и потребности, приобретать новые знания, развивать умения и навыки, формировать ценностные ориентации, установки, направленные на здоровый образ жизни, сохранение репродуктивного здоровья, на нравственное отношение к себе и другим людям, на безопасное и ответственное поведение.
Сущность равного обучения раскрывается через основные понятия.
Принцип «равный обучает равного» (РОР) - принцип, который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных» подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками, происходящее в форме обучающих занятий, тренингов, акций, бесед, консультаций и т.д.
Сверстник -член определенной демографической группы, близкий другим членам группы по возрасту.
Равный- это человек, принадлежащий к определенной социальной группе, условно объединяемой на основе возраста, уровня образования, социального статуса, вероисповедания, вида деятельности и т.д.
Волонтеры-инструкторы- добровольцы из числа учащихся (14 - 18 лет), прошедшие специальную теоретическую и методическую подготовку по вопросам здорового образа жизни и культуры поведения на основе принципа «равный обучает равного», обучающие сверстников близкого образовательного уровня.
Волонтеры-инструкторы передают знания, способствуют формированию поведенческих установок, умений и навыков в области здорового образа жизни, нравственности у равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу молодых людей путем проведения мероприятий по принципу РОР.
Педагог-консультант-педагог, прошедший специальную теоретическую и методическую подготовку, осуществляющий подготовку и сопровождение деятельности волонтеров-инструкторов со сверстниками по принципу «равный обучает равного» в области здорового образа жизни и культуры поведения.
Предварительная подготовка и обучение педагога-консультанта проводится в учреждении дополнительного образования взрослых (Академия последипломного образования, региональный институт развития образования и др.) и / или в общественном объединении, имеющем право заниматься подобной деятельностью.
Педагог-консультант обучает, координирует действия волонтеров-инструкторов, сопровождает их в процессе практической работы, осуществляет информационно-методическую и организационную поддержку.
Теоретическую базу равного обучения составляют несколько основных теорий и подходов. Рассмотрим некоторые из них.
Социально-когнитивная теория (А. Бандура) утверждает, что люди учатся непосредственно на личном опыте, а также опосредованно, подражая поведению других людей, которые выступают для них в виде ролевой модели, примера, образца для подражания. Такими образцами для подростков, юношей и девушек являются равные им по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и пользующиеся у них авторитетом молодые люди. Жизненные навыки подростков, юношей и девушек формируются в процессе практико-ориентированного обучения - как индивидуального, так и в группе сверстников. Эта теория, потверждая тот факт, что равное обучение должно основываться на ценностях и потребностях подростков, юношей и девушек, быть практико-ориентированным, предполагает эффективность обучения сверстников волонтерами-инструкторами.
Согласно теории обоснованного действия поведение человека обусловлено личностными субъективными установками, отношениями к тому или иному виду поведения и его последствиям, а также нормативными установками, принятыми в обществе и / или в социальном окружении человека. На подростков, юношей и девушек оказывают влияние субъективные оценки их поведения со стороны сверстников, а также нормы поведения, принятые в их социальном окружении. Равное обучение предоставляет участникам возможности для получения признания, одобрения со стороны сверстников. Личный пример, суждения волонтеров-инструкторов равного обучения могут послужить мотивацией для изменения поведения их сверстников.
В основу теории распространения инноваций положен принцип изменения поведения личности под воздействием общества, его ценностей и норм. Влиятельные лидеры общества выступают проводниками поведенческих изменений, трансформируют традиционные модели и стереотипы поведения. В отношении равного обучения эта теория предполагает, что волонтеры-инструкторы равного обучения должны пользоваться авторитетом и вызывать доверие у своих сверстников. Желательно также, чтобы волонтеры-инструкторы обладали лидерскими способностями и умениями, что даст им возможность в процессе неформального общения оказывать положительное влияние и вызывать позитивные изменения в поведении конкретной группы сверстников.
Теория обучения через участие предполагает, что участие личности в решении собственных проблем является необходимым условием изменения ее поведения. Равное обучение организуется таким образом, что его участники в процессе обсуждения личностных или групповых проблем сами принимают решения, находят способы преодоления трудностей.
Модель ИМПР (информация, мотивация, поведенческие навыки и ресурсы) основана на комплексном подходе к поведению, влияющему на здоровье человека. Эта модель включает четыре основных фактора, определяющие поведение личности: информация («что»),мотивация («почему»),поведенческие навыки («как»),ресурсы («где»). Если программа равного обучения не будет основана на комплексном подходе, то в ней будут отсутствовать важнейшие компоненты изменения поведения. Все слагаемые модели должны учитываться в процессе разработки и реализации программ равного обучения, ориентированных на здоровый образ жизни.
Модель «Убеждения, касающиеся здоровья»(Г. Хокбаум, С. Кегельс, И. Розенсток) исходит из следующего: чем сильнее желание человека избежать болезни или поправиться, чем больше его вера (убеждение) в то (том), что определенные действия и поведение помогут избежать, предупредить, вылечить заболевание, тем более вероятно, что человек будет действовать и поступать в соответствии со своей верой и убеждениями. Волонтер-инструктор равного обучения может сообщить своим сверстникам достоверную информацию в области здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и заболеваний, оказать им психологическую поддержку, а также помочь преодолеть заблуждения относительно их здоровья.
Согласно социально-экологической модели пропаганды здоровья равное обучение является частью системы пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья людей. Равное обучение может быть эффективным средством изменения мотивации, установок, поведения как на личностном уровне, так и на уровне межличностных отношений. Вместе с тем оно носит дополняющий характер и должно проводиться одновременно с другими мероприятиями, направленными на изменение факторов (социальных, культурных, экономических и т.д.), обусловливающих вредные привычки, рискованное и асоциальное поведение подростков, юношей и девушек .
Таким образом, теоретические положения и подходы, положенные в основу равного обучения, подтверждают его широкие возможности в сфере обучения, формирования жизненных умений и навыков, изменения установок, ориентаций, поведения подростков, юношества. Равное обучение в значительной степени повышает эффективность существующих образовательных программ и методик в области здорового образа жизни, сохранения здоровья, формирования безопасного и ответственного поведения у подрастающего поколения.
Равное обучение осуществляется в процессе специально организованных мероприятий или неформального общения подростков, юношества. Оно может проводиться в группах или индивидуально в различных условиях: в учреждениях образования, в других государственных учреждениях и организациях, работающих с детьми и молодежью, а также с детскими и молодежными объединениями.
Основные преимущества реализуемых программ равного обучения заключаются в следующем:
Ø социальная значимость программ равного обучения, участие в которых способствует формированию у подрастающего поколения мотивации, знаний, умений и навыков здорового образа жизни, содействует профилактике социально опасного поведения, вредных привычек, заболеваний;
Ø равное обучение носит дополняющий характер и может осуществляться при освоении обучающимися воспитательных программ, реализуемых в учреждениях образования;
Ø обучение по принципу РОР может выступать альтернативой традиционному подходу, когда педагог просто транслирует информацию, а учащиеся являются пассивными слушателями;
Ø равное обучение ориентировано на ценности, интересы и потребности подростков, юношей и девушек;
Ø научная обоснованность равного обучения доказывает, что подростки, юноши и девушки могут в рамках специальных занятий передать сверстникам необходимую достоверную информацию, соответствующую их потребностям и интересам;
Ø в основу равного обучения положены концепции свободного выбора, ответственности, сотрудничества участников (равных по возрасту, образовательному уровню, социальному статусу и т.д.);
Ø равное обучение создает условия для самостоятельной деятельности
подростков и юношества, в том числе их самостоятельности в процессе принятия управленческих решений, организации деятельности, способствующей их самобразованию, саморазвитию, самореализации;
Ø равное обучение обусловлено психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста, а именно значимостью для подростков, юношей и девушек общения со сверстниками, которые хорошо знают и понимают их интересы, потребности, стремления и страхи;
Ø равное обучение предполагает способность сверстников к взаимопониманию на основе общности ценностных ориентиров, установоки жизненного опыта;
Ø равное обучение предусматривает влияние авторитета и опыта сверстников на личностное развитие подростков, юношей и девушек, так как именно со сверстниками они обсужают многие «горячие»вопросы, включая взаимоотношения полов и репродуктивное здоровье;
Ø программы равного обучения отличаются практической ориентированностью;
Ø участие в программах равного обучения предоставляет широкие возможности для развития лидерских, коммуникативных способностей, умений и навыков подростков, юношей и девушек;
Ø программы, методы и формы равного обучения имеют экономическую значимость: не требуя больших материальных затрат, они приносят экономические выгоды (например, снижают расходы на здравоохранение).
I. Подростки, юноши и девушки участвуют во всех этапах разработки и реализации программ равного обучения. Это условие подразумевает, что они вовлекаются в работу по всем аспектам программы: это и целеполагание, и определение содержания, и планирование, и выбор средств, методов и форм, а также реализация, мониторинг и оценка эффективности. При этом подростки, юноши и девушки признаются в качестве равных и основных субъектов взаимодействия.
II. Педагог понимает и принимает ценности субкультуры подростков, юношества. Согласно этому принципу ценности подростковой, юношеской субкультуры, нравственная позиция педагога по отношению к участникам в процессе равного обучения рассматриваются как основные приоритеты. Педагог должен признавать интересы и потребности подростков, юношей и девушек (значимость общения со сверстниками, любви, романтики, игры, поиска смысла жизни и т.д.), проявлять уважение к правам большинства и меньшинства, а также мнению каждого участника.
III. Планирование и реализация программ равного обучения осуществляется с учетом гендерных особенностей подростков, юношей и девушек. Программа, методики и конкретные мероприятия равного обучения исходят из интересов всех участников и предоставляют юношам и девушкам равные возможности для участия, самореализации и взаимодействия с акцентом на понимание специфики гендерных взаимоотношений.
IV. Равное обучение обеспечивает отсутствие дискриминации по половому признаку. В процессе привлечения и подготовки волонтеров-инструкторов, а также их практической работы со сверстниками не допускается никакого ограничения в правах независимо от половой принадлежности.
V. Программа равного обучения разрабатывается с учетом возрастных особенностей подростков, юношества. Цели, содержание, средства, методы и формы равного обучения должны соответствовать возрастным особенностям, интересам и потребностям молодых людей.
VI. Любая деятельность в рамках программы равного обучения осуществляется в соответствии с нормами морального кодекса равного обучения. В процессе разработки и реализации программы и методик равного обучения необходимо учитывать определенные нравственные требования, убеждения, которые в совокупности и составляют моральный кодекс. К ним относятся:
- уважение, реализация и защита прав человека;
- учет социокультурных особенностей конкретного сообщества;
- толерантность и разнообразие мнений участников равного обучения независимо от социального статуса, возраста, вероисповедания и т.д.;
- гендерное равенство и справедливость;
- защита личной чести и достоинства, конфиденциальность;
- признание и защита ценностей, интересов и потребностей личности;
- профилактика личностных проблем и конфликтов межличностного взаимодействия;
- обеспечение своевременной, достоверной, точной и доступной информацией, которую волонтеры-инструкторы могут передать сверстникам;
- учет личностных проблем, недостатков, особенностей волонтеров-инструкторов, которые могут повлиять на сверстников;
- демократический стиль взаимодействия волонтеров-инструкторов со сверстниками (самостоятельное принятие решений, самоуправление, отсутствие давления, открытость и доступность информации и ресурсов, проведение дискуссий, дебатов, голосования, предложение компромисса и т.д.)
Для осуществления эффективной деятельности по организации и проведению равного обучения педагог-консультант должен обладать определенными теоретическими и методическими знаниями и умениями, в частности:
знанием:
- основных принципов, ценностей, стандартов, теоретических положений равного обучения;
- содержания, средств, методов, форм равного обучения;
- медицинских и социокультурных основ здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, вредных привычек, рискованного поведения;
- психологических особенностей развития личности в подростковом, юношеском возрасте;
- социально-психологических основ межличностного и группового взаимодействия;
- содержания, средств, методов и форм подготовки и педагогического сопровождения волонтеров-инструкторов;
умениями в области:
- моделирования и проектирования программ равного обучения с учетом возрастных особенностей, ценностей, интересов, потребностей подростков, юношей и девушек, а также конкретных социально-педагогических условий учреждения образования;
- применения основных методов, форм равного обучения в процессе взаимодействия с подростками, юношами и девушками;
- конструктивного взаимодействия в группе;
- использования основных методов, форм подготовки и педагогического сопровождения работы волонтеров-инструкторов;
- осуществления мониторинга и оценки эффективности процесса равного обучения в учреждении образования, с применением соответствующих методов исследования, диагностических методик;
- коммуникации, организаторской деятельности.
Наряду со многими преимуществами равного обучения необходимо отметить возможные трудности и проблемы:
- сложность в достижении устойчивости процесса равного обучения (смена
волонтеров-инструкторов, различный уровень их подготовки, практического опыта, возможный недостаток времени, ресурсов и др.);
- погрешности в оценке эффективности обучения по принципу РОР (уровень и качество знаний, умений и навыков подростков, юношей и девушек, степень их применения на практике, мотивации и т.д.), так как результаты равного обучения могут проявиться спустя несколько лет;
- возможность негативного воздействия на сверстников со стороны недостаточно мотивированных и подготовленных волонтеров-инструкторов (они могут передавать неточную, недостоверную информацию, подавать негативный пример, злоупотреблять положением, вызывать конфликты в группах и пр.);
- отсутствие поддержки со стороны администрации учреждения образования, которая может быть не заинтересована в эффективной реализации равного обучения;
- незаинтересованность педагога-консультанта, который организует равное обучение по распоряжению руководителя учреждения образования, только потому, что это вменено ему в обязанность;
- авторитарный стиль деятельности педагога-консультанта и / или волонтеров-инструкторов, подавляющий инициативу, самодеятельность участников равного обучения;
- формализм, ориентация педагогов-консультантов и волонтеров-инструкторов на количество, а не на качество проводимых мероприятий;
- недостаточная поддержка деятельности педагога-консультанта, волонтеров-инструкторов (из-за незнания, непонимания, незаинтересованности) педагогическим коллективом учреждения образования, родительской общественностью.
Несмотря на вышеназванные трудности, организация процесса равного обучения в учреждении образования может в значительной степени повысить эффективность образовательной деятельности в области здорового образа жизни и формирования культуры поведения подростков, юношества.
раскрыть » / « свернуть