Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Советы учителям-дефектологам

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР: 

  • Создавайте в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  • Воздействуйте на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • Не раздражайтесь, будьте  терпеливы и настойчивы;
  • Помните: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуя, учитывайте реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
  • Учитывайте «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
  • Учите ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждайте позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуйте режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
  • Соблюдайте все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

  • Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
  • Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
  • Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить

Работа на уроке:

- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;

- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;

- новый материал нужно давать порциями;

- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;

- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)

- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:

1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребёнка.

3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.

7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

8. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и др.).

9. Избегать переутомления ребёнка. 

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.

 ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧАЩЕГОСЯ С ОПФР, НЕОБХОДИМО:

  • Опираться на сильные стороны учащегося.
  • Избегать подчёркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены учащимся.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  • Уметь помочь учащемуся разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Знать обо всех попытках учащегося справиться с заданием
  • Уметь взаимодействовать с учащимся
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ребенка.
  • Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.