Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Активизация познавательной деятельности

через систему уроков с использованием интерактивной доски

при изучении

учебного предмета «Физика»

Аннотация

Требованием нашего времени является применение на уроках новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше пользоваться только мелом и учебником, необходимо овладеть передовыми технологиями. Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

Ведущая задача данного материала состоит в том, чтобы оказать методическую и практическую помощь педагогам в процессе их самообразования и саморазвития, индивидуальной методической и педагогической деятельности.

Надеюсь, что данный материал заин6тересует и окажет помощь учителям, работающим с интерактивными досками, а также поможет разобраться с программным обеспечением SmartNotebook.

           С материалом работы можно ознакомится на сайте учреждения образования: sch5.krichev.edu.by

 Информационный блок

Название темы опыта «Активизация познавательной деятельности при обучении физике через систему уроков с использованием интерактивной доски»

Актуальность опыта:

Среди основных требований к организации образовательного процесса называются обеспечение качества образования. В гл.3 ст. 18 Кодекса РБ об образовании говорится «о создании условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности»[1]. В концепции учебного предмета «Физика» отмечается, что «основной целью физики как учебного предмета определяется развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе»[2].

Современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, которые широко, интенсивно и эффективно используются во всех сферах человеческой деятельности. Для миллионов людей компьютер стал привычным атрибутом повседневной жизни. Появилось новое поколение молодых людей, которым столь же невозможно представить мир без компьютера, как и без телефона или телевизора.

Одной из актуальнейших проблем школьного образования является его компьютеризация. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски – комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь».

Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, - персональный компьютер.

Безусловно, компьютер можно применять и на уроках разных типов: при объяснении нового материала, при самостоятельном изучении материала, при решении задач, во время контрольных работ, при выполнении лабораторных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.

Детально анализируя ситуацию, сложившуюся в преподавании физики, можно выделить следующие противоречия:

  • Изменение требований к качеству образования выпускника и абитуриента (социальный заказ[3]) и отсутствие существенных изменений форм обучения;
  • Большой объем учебной и прикладной информации, но не достаточное количество часов, выделенное на изучение учебного материала;
  • Большое количество образовательных технологий и дефицит публикаций, описывающих подходы к созданию авторских дидактических систем, отвечающих индивидуальному стилю работы конкретного учителя.

Цель опыта: использование интерактивной доски на уроках физики как средства повышения   интереса к изучению предмета, расширения возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышения интереса к обучению.

В процессе работы над опытом я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить функции, технические особенности, возможности, методику работы с интерактивной доской;
  2. Разработать и апробировать систему интерактивных заданий для обучения различным видам познавательной деятельности и изучения материала на уроке физики с использованием ИД, проанализировать ее результативность;
  3. Разработать программно-методические комплексы, направленные на формирование коммуникационной компетентности учащихся с использованием ИД.
  4. Создать «Банк творческих работ учащихся».

Длительность работы над опытом

Над проблемой эффективности использования ИД на уроках физики я работаю с 2015 года. Весь процесс можно разделить на несколько этапов:

1 этап – подготовительный. Изучила технические особенности, возможности, программное обеспечение и методики работы с ИД.

2 этап – практический. Создала интерактивные задания, анализировала их результативность и эффективность использования на различных этапах работы над программным материалом в 6-11 классах.(см. приложение 1)

3этап – обобщение опытом. Разработала методическое пособие по работе с программным обеспечениемSMARTNotebook, провела открытые уроки, мастер-классы.(см. приложение 2, приложение 4)

 

 

 

 

 

 

Описание технологии опыта

Ведущая идея опыта

Все методические средства и приемы, используемые учителем на своих уроках, это своего рода музыкальный оркестр. Дирижером этого оркестра, естественно, является сам педагог. Легкий взмах палочки – соло ведет один музыкальный инструмент, снова взмах – органично вплетаются звуки другого. И музыка становится все более яркой, насыщенной, завораживающей, понятнее становятся ее аккорды, и увеличивается глубина проникновения и очарования.

На сегодняшний день ИКТ именно те музыкальные инструменты в оркестре учителя, игра которых делает «музыку» уроков легко принимаемой и усвояемой для слушателей – учеников. Они настольно органично дополняют и, что немаловажно, по-новому аранжируют «старые мелодии» урока, что ты сам для себя открываешь предмет в новом видении и цвете.

Надеюсь, что описанный мною опыт будет полезен учителям, начинающим работу с интерактивной доской.

Описание сути опыта

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Одним из путей решения данной проблемы является информатизация учебного процесса, то есть внедрение в обучение информационно-коммуникативных технологий. Чтобы действительно сделать значительный прорыв в практике обучения на основе ИКТ, нужны ресурсы, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом процессе.

Новшеством в моей педагогической деятельности является использование интерактивной доски. Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.

Как только появилась интерактивная доска в моём кабинете, передо мной встала задача научиться использовать её в учебном процессе. Поставленную задачу я решала одновременно сразу в нескольких направлениях. Во-первых, я старалась изучить возможности самой доски и тот материал, который в ней был заложен. Во-вторых, старалась найти готовые мультимедийные программы, которые можно было бы использовать на своих уроках, понять, как это лучше сделать. В-третьих, старалась создать свои компьютерные модели уроков, которые я могла бы применять в своей работе. При решении всех поставленных задач, мне помогали мои ученики. Именно они, не боясь, методом “тыка”, помогали мне исследовать доску, сообщали, что есть интересного об интерактивных досках в интернете, какие программы они где- то увидели, сами при подготовке к урокам выполняли творческие работы, которые легли в основу нашего “банка” творческих работ учеников. Таким образом, появилось четвёртое направление – накопление “Банка творческих работ учеников” по различным темам курса физики.

Возможности интерактивной доски я познавала, можно сказать, интуитивно, но так как она устроена достаточно понятно, что является её достоинством, многое я поняла самостоятельно. Вначале я изучила программное обеспечение SMART Notebook – это главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов (презентаций), «чертежной доски», «электронной записной книжки» и основного средства хранения сделанных в процессе демонстрации рукописных примечаний, пометок. А немного позже я изучила возможности своей доски Labwe. В настоящее время я использую оба программных обеспечения, они в некоторых моментах дополняют друг друга.

Всему я, наверное, так и не научилась, но многое с удовольствием использую на уроках. Мне нравится удобная, легко настраиваемая и перемещаемая панель инструментов. Простая система меню и то, что все функции доступные не более чем за три клика.Есть несколько режимов электронного пера, широкая палитра цветов и стилей. Мне очень нравится уникальная особенность – функциональные кнопки с обеих сторон доски, которые дублируют часто используемые функции экранной панели инструментов. В режиме работы с проектором они позволяют убрать меню с экрана и управлять доской не попадая в луч проектора, не закрывая тенью изображение на доске.

В программе SMART Notebook   есть встроенная коллекция шаблонов по разным предметам, в том числе и по физике. Шаблонами можно пользоваться, выводя их прямо на рабочую страницу, предварительно составляя постраничную модель урока. Это очень удобно!

Я часто использую возможность работы в интерактивном режиме с программами и документами Word, Excel, PowerРoint непосредственно на доске, интегрируя их в презентацию, интерактивная работа в них на уроке и сохранение всех новых внесённых данных в документ доски. Работая с редактором SMART Notebook, можно (так же, как и в среде MS PowerPoint) создавать слайды – кадры, размер которых соответствует размерам экрана и которые демонстрируются на интерактивной доске целиком. На создаваемом кадре размещаются желаемые рисунки, текст и другие объекты, которые можно масштабировать (изменять размеры), поворачивать, копировать, управлять прозрачностью любых объектов и т.д. Важно то, что любой объект на интерактивной доске становится подвижным и может быть перемещен в любое другое положение.

Часто низкая успеваемость объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Используя интерактивную доску, мы можем максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Рассмотрим основные функции интерактивной доски, которые я часто использую на уроке.

  1. Рисование маркером. При работе с ИД можно взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать фигуру, подчеркнуть или выделить важную информацию.
  2. Перетаскивание объектов. Эта функция доски позволяет перемещать по её поверхности рисунки, надписи, фотографии. Их можно копировать, вращать, изменять размер и форму. Это позволяет составлять логические цепочки, схемы, размещать информацию в сравнительных и обобщающих таблицах, диаграммах.
  3. Электронная ширма или затенение экрана.

Часто при работе с учебными материалами возникает ситуация, когда необходимо показать ученику не сразу всю информацию, а постепенно, дозировано. Для решения этих задач предназначены такие инструменты, как «Шторка» («Затенение экрана»), «Таблица», «Волшебное перо».

  1. Запись страницы.

При объяснении нового материала, заполнении конспекта урока, изображении логических схем и таблиц я часто использую одно из интересных свойств страницы – возможность ее записи и сохранения. Все изменения, происходящие с объектами на странице, записываются и впоследствии их можно воспроизвести. Эту функцию очень удобно использовать при подготовке к уроку, работе в параллельных классах.

 

  1. Захват экрана.

Данный инструмент дает возможность «вырезать» различные изображения и их отдельные части, автоматически переносить на страницы любых документов, сохранять в коллекции «Мое содержимое». Могут быть «вырезаны» изображения прямоугольной или любой другой формы, полностью все изображение экрана либо отдельные части.

  1. Просмотр видеороликов и анимаций.

Интерактивная доска имеет собственную программу для создания презентации урока. В эту программу можно вставить любой учебный видеофильм, анимацию и просматривать все это не выходя из одной презентации. Это очень удобно, когда весь материал урока находится в одном месте.

  1. Подключение к доске сканера, принтера.

Эти устройства я считаю незаменимыми в работе учителя. В любой момент можно распечатать нужную информацию, отсканировать материал как для урока, так и для внеклассной работы.

  1. Уникальные возможности для реализации деятельностного подхода обеспечивают и интерактивные модели, без которых современный урок физики невозможно представить, ведь физика должна изучаться, прежде всего, как экспериментальная наука. Без эксперимента невозможно ни формирование научного мировоззрения, ни изучение современных физических методов исследования окружающего мира, ни формирование интереса к предмету, поэтому наряду с анализом теоретического материала при изучении любой темы требуется на должном уровне (научном и методическом) подготовить физический эксперимент.

Не отрицая дидактической значимости натурного эксперимента, я все чаще используют и виртуальные модели, которые в большинстве своем являются интерактивными (параметры объекта, процесса или явления задаются пользователем непосредственно в процессе эксперимента) и обладают уникальным свойством воспроизводимости неограниченное число раз (что способствует более детальному изучению предмета исследования).

В своей работе я использую на уроках электронные средства обучения, разработанных рамках программы «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы: «Физика 11 класс. Квантовая физика», «Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей» (которое предназначено для поддержки учебного процесса по разделу «Волновая оптика», изучаемого в XI классе), «Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория» (предназначенное для поддержки учебного процесса по теме «Электричество» в 8 и 10 классе).

Основные функции и методика использования интерактивной доски изложены в приложении 1.

 

 Результативность педагогического опыта

         Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но очевидно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно.

На основании мониторинга качества знаний, проведённого в двух классах, 10 и 11, в которых использовалась на уроках ИД, можно судить о том, что качество знаний учащихся стало лучше, благодаря использованию данной технологии.(см. приложение 3)

 Заключение

Интерактивная доска не облегчила мне подготовку к уроку, но сделала
процесс творческим и позволила вносить инновации в работу. Конечно,
надо потратить много времени на подготовку таких новых уроков, но все они сохраняются в электронном виде, их можно по необходимости только редактировать, добавляя что-то новое. Интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом.
Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской!
Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку
знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. По моим наблюдениям,
при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети – я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения.

Разумеется, вести урок легче, когда на экране мультимедийного проектора один слайд сменяет другой; когда не надо проводить опыты, а за учителя это виртуально сделает мульти – герои. Но эффективно ли это? За гонкой по использованию инновационных технологий я не забываю о традиционных методах работы, так как считаю что любой «живой» опыт лучше всякой модели.

Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования информационно- коммуникационных технологий.

 Список литературы

  1. Кодекс об образовании Республики Беларусь.
  2. Концепция учебного предмета физика- 2009 №675-с.2-3.
  3. Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе.
  4. Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск:Сэр-Вит, 2014.
  5. Адамович И. В. Интерактивная доска как педагогический инструмент:плюсы и минусы / И. В. Адамович// Народная асвета. – №1, 2014. с. 20 – 24.