Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Методические рекомендации

по обобщению передового педагогического опыта

 

Передовой педагогический опыт (ППО) – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

 

Критерии оценки  ППО:

  • высокая результативность в формировании ЗУН, уровня воспитанности, в развитии учащихся (достигнутые педагогом результаты выше обычных);
  • устойчивость достигаемых высоких результатов;
  • рациональность затрат времени, усилий и средств;
  • актуальность темы опыта, перспективность;
  • научная обоснованность;
  • наличие элементов новизны;
  • соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материально-технической базы учреждения образования.

 

Что может быть опытом?

  • алгоритмы учебных действий по предмету;
  • технология урока или элементы технологии;
  • авторская программа;
  • система методических приемов;
  • эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры и др.);
  • реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
  • эффективная система оценки результатов учебной деятельности учащихся и др.

 

Источники, помогающие определить необходимость изучения ППО:

  • позитивные, стабильные конечные результаты деятельности учителя, выявленные при анализе итогов учебного года;
  • наблюдения в ходе посещения уроков, внеклассных мероприятий;
  • мнение коллег;
  • инициатива самого учителя;
  • рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК или других подразделениях системы повышения квалификации.

 

 Методы изучения ППО:

  • анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
  • изучение рабочей документации учителя (планов);
  • изучение УМК учителя;
  • проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

 

Виды оформления опыта:

  • модельное описание опыта;
  • доклад;
  • реферат;
  • статья (сборник статей) о своем опыте работы;
  • методическая разработка открытого урока (цикла уроков) или внеклассного мероприятия;
  • теоретическое сопровождение к дидактическим материалам (памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки и др.);
  • методические рекомендации;
  • портфолио;
  • стенд;
  • методический альбом;
  • мультимедийная презентация.

 

Формы распространения  опыта:

  • педагогический совет;
  • заседание методического совета;
  • заседание методического объединения;
  • творческий отчет;
  • мастер-класс;
  • наставничество;
  • различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
  • научно-практические конференции, педагогические чтения;
  • публикации в научно-методических периодических изданиях;
  • методическое пособие;
  • семинары;
  • авторские курсы, семинары;
  • окна опыта (постоянно действующая обновляющаяся рубрика методического уголка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

по обобщению собственного педагогического опыта

 

С первых дней своей работы в школе помните о том, что Ваш накопленный  с годами профессиональный опыт может сослужить хорошую службу для других членов педагогического коллектива,   помочь им в организации урока, внеклассного мероприятия, сделать их работу эффективнее и качественнее. Стремитесь к тому, чтобы Ваши наработки стали подспорьем и в работе Ваших коллег! 

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующей Вас проблеме.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие Ваш опыт работы:
    • планы, конспекты, дидактические материалы;
    • творческие работы учащихся;
    • аналитические материалы;
    • собственные наблюдения по итогам своей деятельности.
  3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и работе Ваших коллег.
  4. Для обобщения опыта возьмите тему, представляющую наибольший интерес и актуальность.  
  5. Старайтесь сформулировать тему обобщения своего опыта как можно конкретнее.
  6. Составьте план обобщения собственного опыта.
  7.  Работая над текстом описания своего опыта, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, избегая повторений, общих фраз.
  8. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – его результат.
  9. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся и т. д.).
  10. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему развитию педагогического коллектива и образовательной системы школы.

 Этапы работы педагога по обобщению опыта

 Выбор темы для обобщения собственного опыта.

  1. Ознакомление с литературой по избранной теме (это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данной проблеме).
  2. Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.
  3. Сбор и обработка материалов. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
  4. Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
  5. Соответствующее литературное оформление.