Методические рекомендации
по обобщению передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт (ППО) – это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Критерии оценки ППО:
- высокая результативность в формировании ЗУН, уровня воспитанности, в развитии учащихся (достигнутые педагогом результаты выше обычных);
- устойчивость достигаемых высоких результатов;
- рациональность затрат времени, усилий и средств;
- актуальность темы опыта, перспективность;
- научная обоснованность;
- наличие элементов новизны;
- соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материально-технической базы учреждения образования.
Что может быть опытом?
- алгоритмы учебных действий по предмету;
- технология урока или элементы технологии;
- авторская программа;
- система методических приемов;
- эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажеры и др.);
- реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);
- эффективная система оценки результатов учебной деятельности учащихся и др.
Источники, помогающие определить необходимость изучения ППО:
- позитивные, стабильные конечные результаты деятельности учителя, выявленные при анализе итогов учебного года;
- наблюдения в ходе посещения уроков, внеклассных мероприятий;
- мнение коллег;
- инициатива самого учителя;
- рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК или других подразделениях системы повышения квалификации.
Методы изучения ППО:
- анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;
- посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализ;
- изучение рабочей документации учителя (планов);
- изучение УМК учителя;
- проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.
Виды оформления опыта:
- модельное описание опыта;
- доклад;
- реферат;
- статья (сборник статей) о своем опыте работы;
- методическая разработка открытого урока (цикла уроков) или внеклассного мероприятия;
- теоретическое сопровождение к дидактическим материалам (памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки и др.);
- методические рекомендации;
- портфолио;
- стенд;
- методический альбом;
- мультимедийная презентация.
Формы распространения опыта:
- педагогический совет;
- заседание методического совета;
- заседание методического объединения;
- творческий отчет;
- мастер-класс;
- наставничество;
- различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);
- научно-практические конференции, педагогические чтения;
- публикации в научно-методических периодических изданиях;
- методическое пособие;
- семинары;
- авторские курсы, семинары;
- окна опыта (постоянно действующая обновляющаяся рубрика методического уголка).
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
по обобщению собственного педагогического опыта
С первых дней своей работы в школе помните о том, что Ваш накопленный с годами профессиональный опыт может сослужить хорошую службу для других членов педагогического коллектива, помочь им в организации урока, внеклассного мероприятия, сделать их работу эффективнее и качественнее. Стремитесь к тому, чтобы Ваши наработки стали подспорьем и в работе Ваших коллег!
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующей Вас проблеме.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие Ваш опыт работы:
- планы, конспекты, дидактические материалы;
- творческие работы учащихся;
- аналитические материалы;
- собственные наблюдения по итогам своей деятельности.
- Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и работе Ваших коллег.
- Для обобщения опыта возьмите тему, представляющую наибольший интерес и актуальность.
- Старайтесь сформулировать тему обобщения своего опыта как можно конкретнее.
- Составьте план обобщения собственного опыта.
- Работая над текстом описания своего опыта, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, избегая повторений, общих фраз.
- Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – его результат.
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся и т. д.).
- Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему развитию педагогического коллектива и образовательной системы школы.
Этапы работы педагога по обобщению опыта
Выбор темы для обобщения собственного опыта.
- Ознакомление с литературой по избранной теме (это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данной проблеме).
- Планирование работы над описанием собственного опыта по избранной теме.
- Сбор и обработка материалов. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
- Анализ и обобщение накопленного по теме материала.
- Соответствующее литературное оформление.