Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературного чтения

(мастер-класс)

  1. Актуализация

         Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизведанного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является творческая познавательная активность.

         Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя разнообразные приемы развития познавательных интересов через творческую деятельность. Одной из главных задач учителя начальных классов является раскрытие творческих способностей младших школьников и их развитие в процессе обучения и воспитания.

         Каждый ребенок хочет играть, рисовать, лепить, творить, т.е. жить творчески. На своих уроках литературного чтения я пробуждаю заложенное творческое начало, учу трудиться, помогаю понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной счастливой и наполненной жизни.

Слайд 1

- умение переводить идеи в образы;

- развитие воображения и фантазии в определенной ситуации;

- использование приема «мозгового штурма» для развития беглого мышления;

- умение среди множества ответов и решений находить нужные;

- развитие оригинального мышления.

         Творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ученик воображает, комбинирует, изменяет, создает такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел. Развитие творческих способностей происходит через:

Р.Ф.Томсон определяет творческое мышление, противопоставляя его критическому мышлению. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или иной задачи.

         Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот.

         Я работаю учителем начальных классов уже давно. Каждый выпуск учеников как сорванный цветок из куста роз. Это частичка души и сердца. Каждый последующий выпуск не похож на предыдущий. Но вот что объединяет их всех, так это желание творить. Творить на уроке математики, русского языка, литературы, трудового обучения.

         Задача любого учителя, сохранить это желание, разжечь эту искорку. Создать на уроках условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, которая будет приносить радость открытия, достижения поставленной цели.

         Каждый урок – это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика.

         Активизация творческого мышления позволяет учащимся овладеть следующими качествами:

Слайд 2

- дети свободно адаптируются в социуме;

- замечают мир в другом ракурсе

- ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

- учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

- учатся бережно относится к природным ресурсам.

 Постановка проблемы

Цель мастер-класса: научное обоснование педагогических условий для эффективного использования творческих заданий на уроках литературного чтения.

Задачи:

  1. Создать условие для профессионального самосовершенствования учителя процессе опытно-экспериментальной  работы по формированию у учащихся творческих и коммуникативных способностей на уроках литературного чтения.
  2. Создать банк данных по проблеме (виды творческих  работ)
  3. Пополнить знания участников мастер-класса педагогическими идеями и находками по данной теме.

Оборудование: мультимедийная установка, видеоматериалы 

(запись урока А.Седугин «Про умную собаку», фрагменты видеоуроков), учебное пособие «Литературное чтение » в 2-х частях: 2 кл., 3кл.,4кл.

3. Презентация педагогического опыта

         С психологической точки зрения педагог, организуя творческую деятельность детей, должен учитывать такие факторы, как осмысление и понимание материала, его запоминание и обработку.

         С педагогической  точки зрения творчество младшего школьника, считает И.П.Волков, - это создание им оригинального продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные ими знания, умения, навыки.

         Творческая деятельность – это процесс создания нового. Нельзя создать предварительные схемы творческой работы, поскольку нельзя предусмотреть виды, характер и степень сложности возможных новых проблем. Такая деятельность индивидуальна.

         Однако при любой специфике деятельности проявляются общие черты, характерные для творчества. Это:

Слайд 3

- самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой проблемы в традиционной ситуации;

- учет альтернативы при решении проблемы;

- комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;

- отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода.

                 

         Педагогу нужно знать по каким показателям можно судить о наличии творческого потенциала у детей. Это

Слайд 4

- отношение детей к творчеству (искренность, непосредственность, увлеченность);

- качество творческих действий (дополнение, изменения, вариации);

- качество поведения и обучения на уроках (усидчивость, успеваемость, выполнение работы);

- качество продукции – детское художественное творчество (нахождение адекватных выразительных средств).

       В наше время проблема развития творческой личности приобретает небывалую актуальность, а работа в этом направлении – практическую значимость.

         Какие же условия необходимы для развития творческих способностей? Во-первых, наличие задатков. Во-вторых, раннее начало их развития. В-третьих, упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». В-четвертых, активная жизненная позиция. Она пробуждает «исследовательское отношение к окружающему миру», приучает вглядываться в предметы и явления, рассматривать и анализировать их полно и всесторонне. В-пятых, интерес к определенной области знаний и навыков. А вот  принуждение – это враг творчества. Только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее.

Условия необходимые для развития творческой

деятельности младшего школьника

Слайд 5

- достаточная материально-техническая база;

- мотивация школьников;

- учет возрастных особенностей учащихся;

- доверительная атмосфера сотрудничества на уроке;

- непрерывность творческого процесса;

- профессиональное мастерство учителя.

       

         У каждого ребенка есть способности и таланты. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны педагога.

         Учителю следует:

Слайд 6

- учить детей рассуждать, гибко подходить к вопросу, не зубрить, а мыслить;

- вовлекать школьников в проектно-исследовательскую деятельность;

- вводить в учебный процесс элементы компьютерных технологий;

- активно привлекать детей к участию в предметных неделях, праздниках, конкурсах;

- развивать познавательную деятельность, самостоятельность учащихся;

- постоянно улучшать свою деятельность и творческие способности, креативный подход к обучению.

      

Творчески развитый ребенок самостоятелен в суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать. У него хорошо развита эмоциональная сфера, улучшается и мышление. Думающий человек – вот кого стремится воспитать школа. Ведь как сказал Р.Роллан, «живет лишь тот, кто творит».

  1. Основные элементы опыта. Демонстрация приемов эффективной работы

Методы и приемы обучения для формирования творческого потенциала у учащихся.

         Ряд проведенных исследований и диагностик показал, что творческое мышление не связано с интеллектуальным развитием ребенка. В связи с этим можно выделить несколько категорий обучающихся:

Слайд 7

- дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности;

- дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом;

- дети с низким уровнем интеллекта и высоким уровнем креативности;

- дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей;

- дети с высоким энергетическим уровнем.

 

 

 

 

         Для формирования у детей творческих способностей необходимо использовать и сочетать в своей работе методы:

Слайд 8

- практические (подражательно-исполнительные, конструктивные, творческие упражнения);

- словесные (рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, пересказ, диалог, обсуждение);

- наглядные (наблюдения, просмотр рисунков, картин, репродукций, диафильмов, прослушивание музыки);

- игровые (использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами);

- коллективные (вовлечение в одно общее задание всех учащихся).

 

        

Проблему эффективности развития креативного мышления учащихся можно разрешить через системное использование активных приемов, которые организуют детей на создание собственных произведений на основе прочитанного:

 

Слайд 10

- словесный рисунок к тексту;

- творческий пересказ;

- составление текста по аналогии с авторским;

- составление текста по началу или концовке.

 Привлечение школьников к творчеству путем создания проблемно-поисковых ситуаций.

Слайд 11

- рифмование строк;

- написание мини-стихотворений;

- зарисовок;

- сказок;

- составление рассказа по наблюдениям.

 Виды творческих заданий разнообразны и их можно сгруппировать по видам

Слайд 12

  1. Творческие задания практической направленности
  2. Творческие задания с использованием речевой деятельности
  3. Творческие задания игрового содержания

 Творческие задания практической направленности

- придумывание названия произведения;

- составление плана; подплана;

- составление творческого пересказа от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика;

- составление перевертышей, небылиц;

- составление текстов к произведению;

- коллективное придумывание сказки «Снежный ком»;

- установление последовательности событий;

- отредактирую текст;

- создание рекламного продукта к произведению;

- составление кроссвордов, ребусов;

- составление синквейна;

- рисование афиши, рекламы;

- включение «Свободного микрофона»;

- встреча с «Журналистом»

 Творческие задания с использованием речевой деятельности

- творческий пересказ;

- написание сочинений, аннотаций;

- словесное рисование эпизодов, поэтических картин;

- составление описаний;

- написание отзыва о книге;

- разговор с «героем»;

- составление письма «герою»;

- составление рассказа по вопросам, по картине, по прочитанному (по началу или концовке);

- составление устных рассказов по серии сюжетных картинок;

- сочинение загадок (по аналогии);

- составление чистоговорок;

- восстанови (собери) пословицу;

- составить список ключевых слов;

- конкурсное чтение стихотворений;

- конкурс сочинений на тему;

- сочинение стихов по заданной рифме;

- прочитай фразеологизм;

- составление кратких высказываний о книгах;

- составление рассказа-эстафеты;

- инсценирование произведений;

- игра-драматизация;

- словесное рисование эпизода, отрывка, картины, фрагмента.

 Творческие задания игрового содержания

  1. Составление кроссвордов по памятке.
  2. Игра «Свободный микрофон» (учащиеся высказывают свои толкования на заданную тему. Например: «Какую роль в вашей жизни играет книга?») (детские работы).
  3. Игра «Путешествие в фантазию».
  4. Игра «Дерево мудрости».
  5. Игра «Я начну, а ты продолжи».
  6. Играем в «театр» (снимки).
  7. Игра «Мы не скажем, а покажем».
  8. Игра «Что? Где? Когда? Почему?»
  9. Игра «Журналисты».

         Современный урок требует от  учителя мастерства и режиссёра, и инженера, и актера. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Страшная эта опасность – безделье за партой».

         Каждый урок я стараюсь пробудить у ребят интерес к творчеству, к познанию нового, раскрывая перед ними спектр знаний и упражнений для самовыражения.

Введение в деловую игру

         Для дальнейшей нашей совместной работы я предложу вам образовать творческие группы. На столе у меня лежат кружки разного цвета, вы возьмете по одному и согласно цветовой гамме объединитесь в группы.

         Прежде чем начать свой мастер-класс я хочу вам рассказать одну притчу.

         Жил был один монах. И в течении большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изнеможденные и голодные. Присмотрелся получше -  у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

         Вдруг подбегает к монаху местный служащий и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек  в Рай. И что же он видит? Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-щими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

         Поэтому, чтобы у нас не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила:

        

Слайд 13

- обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия;

- откровенность и доброжелательность в общении;

- четкое и ясное выражение своих мыслей, стремление сделать себя «понятным» себе и другим;

- помните, что один за всех, а все за одного.

 А так как во главе нашей работы лежит творчество, следующим заданием для работы в группах будет: коллективное составление четверостишия по заданной рифме. Участники группы  составляют фразу и передают задание следующей группе.

Слайд 14

…(восемь)   Утром часов в восемь,

…(осень)    Прилетела осень,

…(дождь)  Зачастил вдруг дождь

…(гость)    Наш незваный гость.

 Вывод. Озвучивание стихотворения

         Что же такое творчество?

         Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально значимым открытием) и субъективно новым (открытием для себя). Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

         Сегодня я расскажу о том, какие я использую на практике приемы на уроках литературного чтения для развития творческих способностей, и в ходе нашей деловой игры мы создадим модель урока творчества.

         Во время практической работы можно пользоваться приложением №1 «Банк творческих заданий» (находится у участников на столах).

Памятка «Участникам мастер-класса».

Слайд 15

- познакомиться с опытом других учителей;

- узнать новое;

- увидеть интересные методические приемы;

- пообщаться с коллегами;

- приятно провести время;

- обменяться опытом;

- приобрести методические рекомендации.

   Предлагаю посмотреть фрагмент урока литературного чтения по теме: А.Усачев «Любопытная Варвара» и определить этап урока, на котором выполняется инсценировка к стихотворению.

         Обсуждение в группах. Обобщение и вывод

         Данный прием я использовала на этапе «Введение в тему».

         А также я применяю другие приемы на данном этапе, например:

Прием «Зашифрованное слово», где из букв учащиеся складывают название произведения. Например: А.Х. Андерсен «Ромашка»(а, р, м, ш, а, о, к)

         Использование эпиграфов к учебному занятию в виде высказываний, выдающихся людей, пословиц, поговорок, например: «Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применять» (Р.Декарт).

«Делу время – потехе час» и другие.

         Для создания интригующей ситуации на уроке я использую игру «Да-нетка». Ученики задают вопросы учителю о том, о чем предположительно будет идти речь в изучаемом тексте или стихотворении.

Например: Учитель отвечает на вопросы словом «да» или «нет».

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

         - Этот рассказ об осени? (Да)

         - События происходят в ноябре? (Да)

         - Солнечный луч главный герой? (Да)

          - Солнечный луч добрый? (Да)

         - Уже наступила зима? (Нет)

         - Солнечный луч уже спрятался? (Нет)

         А также использую загадки, ребусы, шарады, цепочки слов, связанные одной логической задачей.

         В ходе нашей деловой игры мы смоделируем основные этапы урока литературного чтения с использованием приемов творческого характера на примере урока А.Седугин «Про умную собаку», 2 кл.

А сейчас посмотрите фрагмент урока литературного чтения по тему А.Седугин на этапе введения в тему.

Обсуждение увиденного.

Предлагаю прослушать викторину.

На каком этапе урока вы бы применили это задание?

Слайд 16

- какой породы была собака у Мальвины? (пудель)

- как звали пса, друга дяди Федора (Шарик)

- назови собаку, которая помогла тянуть репку? (Жучка)

- как звали четвероногого друга Элли, попавшего вместе с ней в Изумрудный город? (Тотошка)

        

Обсуждение.

Вывод:  На  этапе введения  в тему.

         На этапе актуализации знаний широко применяю приемы «Полетное повторение». Учитель задает вопросы по содержанию текста. С.Лагерлеф «Лесной гном»

         - Где жил Нильс?

         - Как он себя вел?

         - Сколько ему было лет?

          - О чем мечтал Нильс? 

 Игра «Одно слово», викторина в вопросах, «Кто это?», «Чье это?», «Что это?» (поописанию поступков героев, внешнему виду изучаемого персонажа и признаку предмета).

Например: викторина «Кто это? » В.Бианки «Водолюб в лесу»

         - Большой, плоский с гладкой черной броней, пушком на груди и острым шипом по середине (Жук водолюб)

         - Медлительные с мягкими головками и маленькими рожками (улитки)

         - Страшный, с широкораскинутыми клешнями (водяной скорпион)      - Узкое тельце палочкой, четыре тонких паучьих ноги крест-накрест, и две коротенькие прижатых к груди (водомерки).

         - Живые блестящие как ртуть (Жучки-кружалки).     

А также прием «Доскажи словечко» (учащиеся дополняют предложение из текста словами автора).

Например: Ю.Коваль «Усы и поросята»

         Вася жил в деревне…. (Сычи)

         Мама держала кур с … (петухом)

         Вася учился на … (механизатора)

         Кур у нас много, утки есть, а вот нету …(поросят)

         Прием «Волшебный конверт» использую для повторения и осмысления прочитанного, когда учащимся предлагаю вытянуть из конверта послание и зачитать вслух его содержание с последующим угадыванием от «кого письмо».

         Считаю эффективным использование приема «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаю сесть под дерево «мудрости». Остальные учащиеся – журналисты. Их задача – задать интересный вопрос к герою. Задача «героев» дать полный содержательный ответ.

         Прием «Ловушки учителя» развивают и активизируют учащихся на творческий  подход.

Например: Б.Заходер «Вредный кот». При прочтении текста учитель допускает ошибки, роль учеников их исправить.

         - Петь, здарово!

         - Здравствуй, Вова!

         - Как уроки?

         - Все готовы! (не готовы)

         - Понимаешь, добрый (вредный)

         - Кот заниматься не дает

         - Только было сел под стол (за стол),

         - Слышу: Мяу  —

         - Что принес? (пришел)!

         Исследование литературного текста является средством развития креативного мышления, поэтому я включаю в работу элементы исследовательской деятельности. При чтении текста обучаю детей выдвигать разнообразные гипотезы.

         Широко использую метод «Прогноз» для того, чтобы более детально изучить содержание прочитанного: прогноз по названию, прогноз по ключевым слова, прогноз по смысловым частям, прогноз по рисунку к тексту.

         Например: при изучении сказки Х.К.Андерсена «Ромашка» даю ключевые слова: цветок, жаворонок, мальчики, ромашка, завяла, пел, срезали, попал, девочка, росла.

         Организую работу в группах, где учащиеся обсуждают и выдвигают свои версии о содержании сказки, а после прочтения текста узнаем чей прогноз оправдался.

         С помощью этого метода я достигаю цели в формировании умений устанавливать причинно-следственные связи, давать собственную оценку герою, сопереживать и в итоге делать правильный вывод.

        

         На этапе закрепления изученного материала приемлю работу в центрах. Подбираю такие задания, которые направлены на развитие у учащихся находить выход из различных проблемных  ситуаций и являются важным условием создания собственного оригинального решения. Например, при закреплении знаний по тексту Е. Чарушина, учащиеся работают в центрах «Центр рекламы», «Центр музыки», «Центр художников».

         Предлагаю посмотреть фрагмент данного урока, где я применяю задания творческого характера. В «Центре рекламы» ребята составляют высказывание о прочитанном с использованием приема «Телеграмма», в следствии которого учащиеся кратко и точно передают свои мысли о прочитанном.

         В «Центре музыки» учащиеся пробуют на элементарных детских музыкальных инструментах наиграть мелодию, соответствующую эмоциональному содержанию произведения.

         В «Центре художников» эффективно работает прием «Волшебный карандаш», создание иллюстрации к тексту, в которой заключается главная мысль произведения.

         Можно рассмотреть еще несколько приемов творческого характера на этапе закрепления знаний.

         Прием «Письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения. Это позволяет поставить себя не место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

         Прием «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении, выразить свои мысли, доказать свою точку зрения можно за круглым столом.

         Авторский прием «Свободный микрофон» использую на любом этапе урока, с помощью которого легко и непринужденно учащиеся высказывают свои мысли.

         Таким образом, я считаю, что проблему эффективного развития креативного мышления учащихся можно решить через системное использование активных методов и приемов, особенно на уроках литературного чтения. Творческая деятельность в области литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Уважаемые коллеги!

         Сейчас мы находимся на заключительном этапе нашего мастер-класса. Я предлагаю подвести итог и создать модель основных этапов урока по теме А.Седугин «Про умную собаку» с применением заданий творческого характера. Участники мастер класса работают в группах. Каждая из групп предлагает свою модель урока и использованием творческих заданий на основных этапах. По завершении участники обмениваются наработками, делается вывод и взаимооценка.

Вот пример одной модели урока.

                                               Модель урока

1.Этап актуализации знаний

Загадка: У человека средь зверей

         Не мало переданных друзей,

         Но, кто из них однако

         надежней всех? (собака)

Игра «Одно слово»

Собака (какая?) умная, добрая, злая, верная, преданная, бездомная, беззащитная.

2. Этап введения в тему

Прием «Свободный микрофон»

Как вы понимаете смысл пословицы? Собака — друг человека

3. Этап изучения нового материала

Знакомство с новым произведением.

Прием «Прогноз» по серии сюжетных картинок.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, делают свои умозаключения.

4. Этап закрепления изученного

 

Прием «Придумай рифму»

Вот собачка  Жучка.                              

Хвостик … (закорючкой),

Зубки острые,

Шерстка …(пестрая).

— Гав, гав! (С. Федоренко)

 

Работа в «Центре художников» создание иллюстрации к тексту, в которой заключается главная мысль рассказа.

6.Рефлексия.

         Одним из распространенных приемов рефлексии является составление синквейна.

         Составление синквейна к слову «творчество».

 

Уже третий десяток лет я стараюсь учить детей быть «маленькими солнышками», «светиться» хорошими поступками, согревать окружающих своим теплом, быть самостоятельными и с радостью учиться.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато куда б ты не попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

         Надеюсь, что участие в мастер-классе поможет вам повысить педагогическое мастерство на одну ступеньку выше. Желаю успехов!

Спасибо!