РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Выявлены основные предпосылки вовлечения подростков в подобного рода организации:
- эмоциональные причины: одиночество, недостаток общения;
- желание почувствовать свою значимость;
- слабую волю к жизни;
- личные кризисы;
- непонимание со стороны окружающих;
- неустойчивую систему ценностей.
Чаще всего молодёжь вовлекается обманным путем, лёгкость, с которой юноши и девушки позволяют увлечь себя, объясняется отсутствием у них осведомленности о действительных целях деструктивных организации.
Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:
- укрепление семьи;
- обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
- соответствующая подготовка педагогических кадров;
- активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения;
Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действия и др.
Тенденция распространения новых нетрадиционных религиозных движений в Беларуси и в зарубежных странах говорит о ее увеличении. Расширить знания и обеспечить молодежь необходимой информацией по проблеме сектантства стало актуальной проблемой в современных условиях.
Чтобы обеспечить духовную безопасность общества и, прежде всего, молодёжи, необходимы серьёзные меры по ликвидации религиозной безграмотности. Особая роль в решении данной проблемы отводится педагогической профилактике.
Педагогическая профилактика – это способ организации социальной среды ребёнка, препятствующий приобщению к её негативным влияниям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.
Педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты – комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения молодёжи в религиозные секты, предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения.
Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную работу преподавателей, мастеров п/о, кураторов, психолога и педагога социального, включающую устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарное и правовое просвещение, воспитательно-разъяснительную работу; психодиагностическую и психокоррекционную работу; организационно-методические мероприятия, содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; оформление карты развития личности.
Задачами педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные религиозные секты являются:
- формирование смысложизненных ценностных ориентаций, позитивной самооценки;
- формирование культуры поведения, способствующего обеспечению психологической защиты в ситуациях риска;
- развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- недопущение в стены учреждения образования миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи;
- выявление молодёжи группы риска (наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты). Условиями для успешной реализации этих задач являются:
1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;
2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодёжью и их родителями;
3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;
4) повышение психолого-педагогической культуры родителей.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ СЕКТЫ НА ЛИЧНОСТЬ
Последствия принадлежности к секте:
üболезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;
üпотеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям с людьми, непринадлежащими к секте, презрение к ним;
üнедоверие к рациональному мышлению;
üразрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;
üотход от реальности из-за порабощения сознания.
У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения:
а) активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни;
б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям;
в) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости;
г) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за
неспособности к самостоятельной жизни;
д) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь;
е) ограниченная способность принимать повседневные решения без советов.
Психологические проблемы:
- радикальное изменение личностной идентичности;
- диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о жизни в секте;
- приступы паники и тревоги;
- депрессия;
- посттравматические стрессовые расстройства;
- замедленное психологическое развитие, потеря психической силы;
- чувство вины, страх;
- потеря доверия, духовное насилие;
- потеря свободной воли и контроля над жизнью;
- потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора;
- отсутствие коммуникативных навыков вне группы;
- потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения;
- психические расстройства: искаженное восприятие реальности, галлюцинации, нервные срывы.
Психосоматические проблемы:
- расстройства сна, кошмары;
- пищеварительные расстройства;
- головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения.
Соматические проблемы:
- ухудшение физического состояния;
- склонность к насилию;
- сексуальные злоупотребления, высокий риск венерических заболеваний;
Социальные проблемы:
- преследования и угрозы со стороны последователей культа;
- потеря близких, разрыв социальных связей;
- материальный ущерб.
раскрыть » / « свернуть